Справочник



Императорский фарфоровый завод

Императорский фарфоровый завод — одно из старейших в Европе, первое и одно из крупнейших в России предприятий по производству художественных фарфоровых изделий. Основан в 1744 году. Расположен в Санкт-Петербурге.

Первоначально именовался «Порцелиновой мануфактурой». С 1765 года — Императорский фарфоровый завод.  С 1917 года — Государственный фарфоровый завод (ГФЗ — аббревиатура клейма). В 1925 году заводу в связи с 200-летием Российской академии наук было присвоено имя М. В. Ломоносова; предприятие получило официальное наименование — Ленинградский фарфоровый завод имени М. В. Ломоносова, наряду с которым имела употребление краткая форма — Ломоносовский фарфоровый завод (ЛФЗ — аббревиатура клейма истолковывалась и как Ленинградский фарфоровый завод). В 2005 году по решению акционеров был вновь переименован в Императорский фарфоровый завод (ИФЗ - аббревиатура клейма).

Императорский фарфоровый завод, основанный в 1744 году в Санкт-Петербурге по указу дочери Петра Великого Императрицы Елизаветы, стал первой фарфоровой мануфактурой в России и третьей в Европе, и сейчас - один из немногих сохранившихся заводов, которому удалось пережить революции и войны, целые исторические эпохи, и при этом на протяжении почти трех веков постоянно создавать «фарфоровую летопись» Петербурга и всей России. 

Именно здесь талантливый русский учёный Д.И. Виноградов (1720-1758) открыл секрет изготовления высококачественного фарфора, создав первое научное описание производства фарфора, максимально соответствующее современным понятиям керамической химии. Фарфор, созданный русским учёным, не уступал по качеству саксонскому, а по составу фарфоровой массы, изготовленной из сырья отечественного производства, приближался к китайскому. Кстати, основы технологии производства классического, «виноградовского» фарфора до сих пор сохранены на Императорском заводе.

До революции 1917 года по положению и художественному развитию предприятие более всего зависело от расположения и потребностей императорского двора — в первую очередь монарха.

В 1918 году предприятие национализировали. Теперь уже Государственный фарфоровый завод перешел в ведение Народного комиссариата просвещения. Художественная политика завода в 1920-е годы являлась составной частью ленинского плана монументальной пропаганды с его идейно-художественными принципами. Фарфор 1920-х годов - одна из самых интересных страниц в истории декоративно-прикладного искусства. Под руководством С.Чехонина в создании агитационного фарфора принимали участие А.Щекотихина-Потоцкая, Н.Данько, В.Кузнецов, М.Лебедева, М.Адамович и др. С фарфором 20- х годов связаны имена Б.Кустодиева, К.Петрова–Водкина, М.Добужинского, ставших всемирно известными К.Малевича и В.Кандинского.

В 1930-е годы, с началом культурного строительства в СССР, на заводе открывается первая в стране художественная лаборатория. Под руководством ученика К.Малевича, Н.Суетина на заводе создается новый стиль советского фарфора, созвучный «социалистическому быту». Индивидуальные особенности творчества А.Воробьевского, И.Ризнича, М.Моха, Т.Безпаловой, А.Яцкевич, С.Яковлевой и других, на многие годы определили облик ленинградского фарфора с его чистотой и мягкостью форм, белизной материала и сочностью красок.

Установки социалистического реализма и официальный стиль государственных заказов 1930–1950 годов в фарфоре на ЛФЗ не получили одиозного характера. Спасли вековой опыт изготовления парадных ваз, картинной и портретной живописи, великолепное профессиональное мастерство.

В 1960-е годы искусство вновь обратилось к девизам 20-x годов: «Искусство — в быт» и «Искусство — в производство». Вернулся интерес к белому фарфору, к работе над формой и конструктивному лаконизму геометрических объемов. Впервые в России на ЛФЗ создали технологию и осуществили промышленный выпуск изделий из костяного тонкостенного фарфора — повышенной белизны, тонкости и просвечиваемости. За эту разработку группа специалистов завода была удостоена Государственной премии СССР в области науки и техники.

В наши дни бережное использование наследия прошлого, непрерывность развития и постоянное обновление традиций художественного творчества и сегодня являются неотъемлемой чертой петербургской школы искусства фарфора.


← Назад


Корзина
 
Справочник