Справочник
Палех
Палехская миниатюра — народный промысел, развившийся в поселке Палех Ивановской области.
Палех ещё с допетровских времён славился своими иконописцами. Наибольшего расцвета палехское иконописание достигло в XVIII — начале XIX века. Местный стиль сложился под влиянием московской, новгородской, строгановской и ярославской школ. Кроме иконописи, палешане занимались монументальной живописью, участвуя в росписи и реставрации церквей и соборов, в том числе Грановитой палаты Московского Кремля, храмов Троице-Сергиевой лавры, Новодевичьего монастыря.
После революции 1917 года художники Палеха были вынуждены искать новые формы реализации своего творческого потенциала. В 1918 году художники создали Палехскую художественную декоративную артель, которая занималась росписью по дереву. Родоначальниками палехского стиля являются Иван Иванович Голиков и Александр Александрович Глазунов, в московской мастерской которого Иваном Голиковым была написана первая работа в так называемом палехском стиле. Палешане познакомились с новым материалом папье-маше, являвшимся на протяжении века основой для лаковой миниатюры Федоскина. Мастера освоили новый материал, перенеся на него традиционную для древнерусской иконы технологию темперной живописи и условную стилистику изображения. Впервые палехские миниатюры на папье-маше, выполненные по заказу Кустарного музея, были представлены на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке в 1923 году, где были удостоены диплома 2-й степени.
В 1924 г. в Палехе организовали «Артель древней живописи», в которую вначале вошли семь бывших иконописцев. Заимствовав у мастеров Федоскина способ изготовления шкатулок, характерный черный лаковый фон, палехские мастера постепенно вырабатывали собственный стиль. Они соединили иконописную технику с приемами декоративной росписи и с праздничным мироощущением, свойственным народному крестьянскому творчеству.
Союз художников Палеха возник в 1932 году. В 1935 году артель была преобразована в Товарищество художников Палеха, в 1954-м образовались Палехские художественно-производственные мастерские Художественного фонда СССР.
В настоящее время в Палехе продолжают работать мастерские, имеются художественная школа и Музей искусства Палеха.
Отличительная черта палехской росписи — особенная тонкость, изысканность трактовки мельчайших деталей, ясность, чистота силуэта. Палешане пишут по черному или красному фону темперой, лессировками, используя прориси золотом, придающие объемность фигурам. По завершении работы роспись покрывают лаком и полируют. Основными темами росписи являются русские народные сказки, сюжеты из произведений А. С. Пушкина, темы из русской истории. Современные сюжеты палешане трансформируют в соответствии с декоративными приемами изображения.
← Назад