Справочник



Фарфор Вербилок

В марте 1766 года обрусевшим английским купцом Францем Гарднером состоялось официальное открытие фабрики. Хотя само производство было организовано раньше, в 1754 году, когда земля с селом Вербильцы принадлежала князю Николаю Урусову.

Прежде чем открыть свою фабрику, Гарднер много поездил по России, выискивая особую глину для фарфора. Лучший вариант он нашёл в уже знакомой ему Малороссии — на Черниговщине (так называемую «глуховскую»). Решив вопрос с сырьём, Гарднер дал обещание «завалить» Империю собственной фарфоровой посудой, дабы не платить за импортную (например, мейсенский фарфор). В организации фабрики принимали участие старший сын Гарднера и профессор Женевского Университета Франц Гаттенберг, иностранец, которого вскоре вызвали в Петербург для заведования Императорским фарфоровым заводом.

В 1777—1783 годах было изготовлено для императрицы Екатерины II четыре орденских сервиза -Георгиевский, Андреевский, Александровский и Владимирский. Все они были предназначены для приёмов в честь кавалеров этих орденов. Первый же сервиз очень понравился Екатерине II, и Гарднер удостоился высочайшей аудиенции. Сразу после приема «на самом верху» московский генерал-губернатор пожаловал Гарднеру право ставить на его изделиях изображение московского герба, своё покровительство английскому коммерсанту обещал и бывший управляющий Императорским фарфоровым заводом князь Юсупов.

Фарфор изначально был европейским, так как первых мастеров Гарднер пригласил из того же прославленного саксонского Мейсена. Одним из них был Иоганн Миллер, успевший поработать и на Императорском фарфоровом заводе под руководством Дмитрия Виноградова. Наряду с «эксклюзивом», предназначенным для императорских дворцов и домов высшей аристократии, Гарднер, обладавший прирожденным даром к коммерции, наладил и массовый выпуск фарфоровой посуды. Она высоко ценилась в России, и многие, кому не по карману было покупать импортный саксонский фарфор, охотно приобретали «родной», гарднеровский. Пришлось расширять производство: если в 1771 году на заводе в Вербилках работало 70 человек, то за десятилетие это количество удвоилось. Причем из полуторы сотен сотрудников лишь управляющий и художник были иностранцами.

Когда Франц Гарднер умер, его детище считалось лучшим частным фарфоровым заводом в России. Дело продолжили наследники, в частности завод перешёл старшему сыну Францу Францевичу, ненадолго пережившему отца. Затем к жене Гарднера, Сарре Александровне, которая не смогла должным образом распорядиться наследством. В начале 19 века фабрика переходит к её сыновьям, Александру Францевичу и Петру Францевичу, сумевшим возродить производство.

С 1833 фабрика освоила выпуск посуды из фаянса, а в 1840-х годах — из опака (высший сорт фаянса). Гарднеровский фарфор стал эталоном для других частных русских заводов.

В 1829 году фабрика получила золотую медаль на Первой промышленной выставке, а в 1855 году — особую благодарность императора и почётное право ставить на изделиях изображение теперь уже государственного двуглавого орла. В Российской империи это был эквивалент знака качества. Право использовать изображение Государственного герба России на продукции «Мануфактур Гарднеръ» было подтверждено в 1865, 1872, 1882, 1896 годах. С 1856 года фабрика «Мануфактур Гарднеръ» обладает званием «Поставщик Двора Его Императорского Величества».

В середине 1850-х годов фабрика переходит к Владимиру Петровичу и Александру Петровичу, внукам Франца Гарднера. Затем, к концу 19 века, владелицей становится жена третьего брата, Павла Петровича, Елизавета Николаевна Гарднер, которая в итоге и продала фабрику.

Однако во 2-й половине 19 века художественный уровень изделий завода деградирует. Засилье шаблонных приёмов росписи, введение переводных картинок (декалькомании) с репродукциями салонной живописи, расчёт на коммерческий успех приводят к упадку пластической и декоративной культуры. Некоторую самобытность сохраняют лишь «восточная» (для Средней Азии) и «трактирная» посуда с яркой праздничной росписью и отдельные выставочные изделия, выполненные по эскизам художников. Ещё из возможных причин: обострение отношений с Англией после Крымской войны (в этот период на имущество «британско-подданных» накладывались аресты) и неспособность наследников Гарднера «притереться» к специфике отечественного бизнеса.

В середине 1880-х годов на фабрике вырабатывалось фарфоровых изделий на 208 тысяч рублей при 777 рабочих.

Возрождение предприятия в Вербилках пришлось на последнее десятилетие 19 века. Это было связано с появлением на российском фарфоровом рынке нового игрока. В 1892 году фабрика была куплена Матвеем Кузнецовым и успешно интегрирована в его Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М. С. Кузнецова.

На момент покупки фабрика переживал не лучшие времена, поэтому Кузнецов легко договорился с Елизаветой Гарднер, которая продала своё дело за 238 тысяч рублей, и еще за 500 рублей все заводские модели, формы, рисунки и образцы. Матвей Кузнецов оказался владельцем не только нового предприятия, но и первосортной торговой марки с полуторавековой историей, богатыми традициями, квалифицированными специалистами, отработанными технологиями и ноу-хау.

С переходом фабрики в руки Кузнецова производство увеличилось. Будучи хорошим коммерсантом, Кузнецов не захотел терять постоянных заказчиков на гарднеровский фарфор и поэтому до революции 1917 года ставил на изделиях клеймо Гарднера (на этих условиях ему была продана фабрика). Матвей Кузнецов систематически издавал прейскуранты своей продукции. Последний прейскурант был выпущен 1 марта 1917 года.

Ассортимент, по сравнению с гарднеровским, изменился мало. Новый заводчик пользовался «образцовой» коллекцией Гарднеров, которая еще в 1860-е годы насчитывала более 4 тысяч номеров различных фаянсовых предметов, не считая статуэток, до 1500 опаковых и более 1000 фаянсовых. Изучив рынок, Кузнецов на вербилковской фабрике выпускал в основном чайные и столовые сервизы, а также отдельные предметы старых гарднеровских форм. Для церквей выпускались лампады, свечи, люстры, чаши. К 100-летию Бородинской битвы были выпущены тарелки, чашки, сухарницы, блюда, вазы с изображением эпизодов Отечественной войны 1812 года. К 300-летию дома Романовых были выпущены изделия с изображением русских барышень, барынь и бояр в одеждах 16—17 веков. В большом количестве фабрика выпускала анималистическую скульптуру небольшого размера (лошадей, верблюдов, медведей, собак, кошек, петухов).

После революции 1917 года предприятие национализировано и стало называться Дмитровский фарфоровый завод. Начинался советский период в жизни завода с лишений и трудностей. В Гражданскую войну и послевоенную разруху делали вазочки, туалетные приборы, блюда со старыми декольками: «Деревенька под снегом», «Речка с березками», «Еловая роща». Советская власть требовала бодрости, поэтому производился агитационный фарфор: «Все в культпоход», «За заем тракторизации». Кружки с портретом Калинина — всесоюзного старосты. В первые годы советской власти, в годы НЭПа завод продолжал выпускать изделия по кузнецовским образцам. Затем предпочтение было отдано массовой продукции среднего качества.

В 1930-х годах большую известность получили чайные сервизы «Искусство народов СССР». В это же время в Вербилках начал работать скульптор Сергей Михайлович Орлов. Известные работы: «Конек-горбунок», «Золотая рыбка», «Клоун».

В 1937 году на заводе организована художественная лаборатория.

Во время Великой Отечественной войны выпуск художественного фарфора был прекращен, но отдельные работы всё-таки появлялись. А. Чечулина, известная до войны сервизами «Русский орнамент», «Женщины наших республик», создала сервиз «Битва за Родину». Т. Деморей, вспомнив о гарднеровском орденском сервизе, расписала свои: «Александр Невский», «Суворов», «Кутузов» — полководческие ордена Великой Отечественной.

Продукция завода была удостоена большой золотой медали на Всемирной выставке в Париже (1937) и серебряной медали на Всемирной выставке в Брюсселе (1958). В 1966 году завод был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

В 1991 работники завода выкупили его и организовали ЗАО «Фарфор Вербилок». В 1995 основано дочернее предприятие ДО «Промыслы Вербилок», перед которым была поставлена задача возрождения и сохранения традиций дореволюционного фарфора, у истоков которого стояли два семейных клана — Гарднеры и Кузнецовы. На международных выставках предпринимателей Америки и Европы в Бирмингеме и Мехико 1996 года успехи фабрики были отмечены Бриллиантовой и Золотой звёздами.

В 2006 году на заводе трудилось 350 сотрудников, из них 20 живописцев.

С 2007 года фабрика «Мануфактуры Гарднеръ» является Почетным членом Гильдии поставщиков Кремля и обладает правом размещать на своей продукции соответствующий знак, а в 2008 году старейшее российское фарфоровое предприятие стало лауреатом Национальной премии «Стиль года» в номинации «Самые стильные предметы интерьера».

В 2009 году предприятие получило благодарность от Министра культуры РФ за большой вклад в сохранение и развитие традиций народных художественных промыслов России и благодарность от Российской Академии художеств за достойный вклад в сохранение и развитие высокохудожественных традиций отечественного фарфора.

По состоянию на октябрь 2012 года, Фарфор Вербилок — один из трёх действующих фарфоровых заводов в России.


← Назад


Корзина
 
Справочник