Справочник
Муранское стекло
Муранское стекло это уникальные технологии ручной обработки стекла с 1000-летней историей, появившиеся в итальянской Венеции (отсюда - венецианское стекло), а впоследствии спрятанные от завистливых глаз на острове Мурано, что в венецианской лагуне (отсюда - Муранское стекло).
Стеклоделие существовало в Венеции ещё в VIII веке, благодаря тесным связям Венеции с восточными странами, откуда пришли первые образцы стеклянных изделий, а также основные технологии изготовления и окраски стекла. Завоевание Константинополя в 1204 году в результате Четвёртого крестового похода открыло для венецианских мастеров многие тайны в производстве стекла этого великого города. За небольшой срок венецианское стекло завоевало огромную популярность и любовь в средневековой Европе. Мастерство стеклодува приобретало общественную значимость и статусность, секреты мастерства стали копиться и храниться в фамильных мастерских и передаваться от отца к сыну на протяжении десятков поколений. Мастера стекольного дела имели массу привилегий, знатные богатые фамилии почитали за честь породниться с семьей Маэстро-стеклодува.
Как и сами мастера стекольного дела, так и венецианские правители помогали сохранению секретов, их не распространению не только за пределы итальянских границ, но и за пределы Венеции. Для обеспечения максимального уровня защищенности были предприняты решительные и свойственные тому времени меры - все без исключения печи и мастерские были перенесены на остров Мурано, что располагается в венецианской лагуне, под предлогом сохранения города от возможных пожаров, связанных с технологическим процессом производства стекла. С тех пор итальянцы, да и европейцы в целом, стали величать венецианское художественное стекло - Муранским. Кроме того, существовала тайная полиция, призванная искать стекловаров - беглецов по всей Европе и за ее пределами, жестко наказывая мастеров, рискнувших покинуть Италию и распространять секрет Муранского стекла. Мало того, даже исходное сырье для производства стекла, вернее некоторые составляющие стекольной массы, придающие стеклу красивый цвет, необычную фактуру, или уникальную прочность - стали секретом отдельных семей. Венецианское (или Муранское) стеклоделие стало лидером по производству художественного стекла в Европе и одним из основных источников дохода для Венецианской республики.
Шло время, менялись люди и эпохи, Венецианское стекло с острова Мурано тоже преображалось, изучались новые технологии, проводились эксперименты, но не менялись традиции изготовления стеклянных изделий. До сей поры все делается вручную, нет ни машин, ни конвейерной сборки, ни дешевых экономных технологий. Традиции изготовления стильных украшений и эксклюзивных декоративных изделий ручной работы живы и в наши дни.
Существует несколько технологий, применяемых при изготовлении Муранского стекла:
Авантюриновое стекло — получается путем добавления к стеклянной массе меди, которая при остывании стекла кристаллизуется. На отшлифованной поверхности стекла находится бесчисленное множество блестящих точек, производящих эффект мерцания.
Агатовое стекло - стекло из разноцветных слоев, расположенных в разных плоскостях, выглядящее на подобие агата.
Филигранное стекло - полученное путем введения в массу прозрачного стекла тонких цветных нитей, которые представляют собой хаотичное плетение, либо правильную сеточку. С помощью некоторых технологических тонкостей после выдувания изделие приобретает уникальную окраску и сетчатую фактуру.
Занфирико (zanfirico) — техника полуфилигранной работы, когда на заключительном этапе изготовления стеклянного изделия осуществляют его полное «обворачивание» стеклянной нитью, очень близко располагая витки друг к другу. Сетчатые прутики Занфирико используются при изготовлении бижутерии.
Муррина (murrina) — так называют мозаичное стекло, конечным результатом которого в поперечном сечении является узор цветов, звездочек, глазков, многоцветных кружков, овалов т прочих симметричных и ассиметричных фигур.
Миллефиори (millefiori) — «тысяча цветов» — техника, при которой используются муррины; изделия похожи на пестрое поле, сотканное из цветов.
Кракелаж — получается при погружении предмета, внутри которого поддерживается высокая температура, в холодную воду. Внешний слой покрывается бесчисленными трещинками, которые, однако, не проникают в толщу стекла.
Латтиччино — буквально «маленькие молочные берега» — это прут матового мозаичного стекла, скрученный по спирали, похожий на леденец. Может быть одноцветным или многоцветным.
«Пулегозо» — техника, основанная на эффекте пузырьков воздуха внутри стекла, которые образуются при погружении раскаленного стекла в воду и немедленного возвращения его в печь.
«A lume» (люме) — техника ручного вытяжения на открытом огне фигурок из раскаленного мягкого стекла, в которой практически не используется дутье. Как правило, все объемные небольшие предметы выполняются в этой технике.
Perle — буквально, «жемчужины» — бусины из муранского стекла, сделанные в технике a lume (люме) при постоянном вращении заготовки. Как правило, содержат внутри себя золотую или серебряную фольгу, муррины или цветное стекло.
← Назад